«Ну, когда же закончатся эти мокрые штанишки и бесконечные лужицы на полу, ковре и постели?! Вот бы побыстрее приучить малыша к горшку!» -- обычно так сетуют мамы малышей, устраняющие за своим карапузом очередную «аварию». Однако процесс приучения к горшку не так уж прост, он требует много терпения, времени и, к сожалению, «побыстрее» не получится.
Как это происходит?
Так когда же все-таки начать? Пожалуй, для этого необходимо понять механизм возникновения устойчивого навыка.
Новорожденный младенец сообщает окружающим о своих потребностях плачем или характерными звуками. В том числе ребенок воспринимает сигналы от своих сфинктеров ощущая дискомфорт. И чтобы преодолеть напряжение, которое существует в этой области, ребенку нужна мама. Как только она подходит к младенцу, прикасается к нему, берет его на руки и дает грудь – ребенок расслабляется и все случается само собой. На это может ориентироваться мама, когда ухаживает за своей деткой. В возрасте до 2 месяцев достаточно просто почувствовать потребность малыша и помогать ему, делая массаж животика, сгибая ножки или «высаживая» над тазиком. С этого начинается то, что называется «раннее высаживание». Зная эту особенность, можно обходиться минимальным количеством одноразовых подгузников, простынок и штанишек. Возникает нечто похожее на условный рефлекс. Правда, стоит оговориться, похожее, но не совсем то.
Важно:
- мамочка ориентируется на сигналы ребенка, которые он посылает от того, что испытывает определенный дискомфорт, и помогает ему справиться с ним;
- ошибочно вырабатывать устойчивый рефлекс используя звуки «писссс-писсссс», «а-а-а», прикосновения к половым органам и прочее. Ребенок конечно пописает если мама очень просит или требует (все равно ведь не отстанет), но при этом возникает совершенно другой механизм: «раздражитель – наполнение мочевого пузыря – мочеиспускание». А нам требуется: «наполнение мочевого пузыря – горшок – мочеиспускание». То есть главным побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс, а не другой раздражитель.
Как же мама может помочь малышу?
Очень просто... принять позу, удобную для высаживания и приложить его к груди. Когда малыш начинает сосать, происходит рефлекторное расслабление сфинктеров мочеиспускательного канала и прямой кишки и малыш писает, а если хочет, то и какает.
Если просьбы малыша о помощи в этой ситуации остаются непонятыми, через некоторое время он перестает их подавать и начинает писать «без предупреждения». Происходит это примерно через полтора-два месяца после рождения.
Что происходит, если мама знает о потребности малыша и о своей помогающей роли? Мама начинает малыша высаживать с первого дня его жизни, помогая ему в нужный момент расслабиться при помощи сосания. Малыш привыкает к тому, что мама ему помогает в этом пока непростом для него деле и продолжает подавать ей сигналы о своих потребностях. Постепенно внимательная мама и малыш начинают понимать друг друга так хорошо, что мама будет предупреждать желания малыша, помогая ему пописать до того, как он даст сигнал об острой необходимости. Получается, что важность высаживания не в экономии подгузников или уменьшении объемов стирки, а в установлении взаимопонимания между мамой и малышом, в формировании у ребенка уверенности в надежности мамы, в ее способности помочь в любой ситуации. А уменьшение затрат или стирки - награда маме за хорошо налаженное взаимопонимание с собственным малышом.
А какая может быть связь у высаживания и кормления по требованию? Связь, оказывается, очень тесная. Кормление ребенка по требованию подразумевает прикладывание малыша к груди в ответ на каждый плач или беспокойство. При наблюдении за здоровым новорожденным оказывается, что беспокойство он проявляет, преимущественно по двум поводам - хочет писать или уже устал и хочет спать. Малыш первого месяца жизни проявляет беспокойство и желание пососать примерно 16-20 раз в сутки и примерно столько же раз он писает. Мамы, умеющие высаживать детей, поступают так... при беспокойстве дают малышу грудь и высаживают его. Малыш писает и продолжает сосать, может даже уснуть, а может, насосавшись, спокойно пободрствовать какое-то время. С возрастом необходимость в прикладывании к груди возникает реже, чем потребность в мочеиспускании. Малыш может писать уже и без прикладывания. Но в некоторых случаях высаживать с грудью удобнее, например, перед прогулкой, или перед сном. Ночью малыш высаживается, не просыпаясь. Как правило, он писает посасывая и продолжает при этом спать.
Высаживание связано с закаливанием малыша. Оказывается, что ребенок, которого высаживают, одновременно начинает закаляться, причем самым мягким образом. Получается, что в течение суток у него очень часто оголяются ножки и нижняя часть туловища. Когда малыша перестают пеленать, оказывается, что удобнее всего его держать только в кофточке, с постоянно голенькими ножками и попой. Когда малыш начинает учиться ползать, вставать и ходить, лучше всего это у него получается с голыми ножками, т.к. голые ножки совершенно не скользят. Малыши предпочитают, примерно до трехлетнего возраста, в домашних условиях постоянно ходить босиком и без штанов. При этом ребенку, постоянно ходящему с голой попой легче установить правильные отношения с горшком, ему не надо ничего снимать. Он быстрее приучается самостоятельно пользоваться горшком. В результате вырастает ребенок, привыкший бегать дома, а по возможности (например, летом на даче) и на улице, босиком и равнодушный к «сквознякам».
Высаживают малыша, держа его обычно над тазиком или раковиной, или любой другой подходящей емкостью. Обычно в каждой комнате дома такая емкость должна присутствовать. В позе для высаживания нет ничего сложного... мама берет малыша так, как если бы она хотела покормить малыша сидя. В этом положении малыш, сосущий грудь лежит вдоль маминой руки. Мама раздвигает ноги, не отрывая малыша от груди, опускает его попой вниз, придавая ему почти сидячее положение. Рукой, на которой он лежит, придерживает его за ножку, за бедро чуть выше колена, другую, свободную руку подводит под другую ножку так, что рука оказывается в подколенном сгибе. Когда малыш писает, это касается мальчиков, мама ладонью свободной руки, направляет струйку вниз, прямо в тазик. С приобретением определенной ловкости и сноровки высаживать малыша можно и над горшком.
Когда наступает «время горшка»?
Начинать пользоваться горшком можно с того времени, когда ребенок начинает хорошо сидеть, т.е. с 6-8 месяцев. Выбирать горшок нужно внимательно, я бы сказала придирчиво. Обратите внимание, чтобы он был удобным для малыша, не холодным на ощупь (это может быть одной из причин отказа садиться на него), подходил по размеру и нравился ребенку. Для мальчика подходят вытянутые вперед горшочки с бортиком спереди, чтобы все попадало куда нужно. Удобны горшки, в которых средняя часть вынимается и ее можно мыть отдельно.
Чтобы знакомство с горшком прошло без стрессов, выполняйте простые правила:
- нельзя заставлять ребенка сидеть на горшке долго. 5 – 10 мин и достаточно;
- никогда не высаживайте на горшок насильно;
- ни в коем случае не ругайте малыша за отсутствие результата, или за то, что он обмочил штанишки;
- горшок – не игрушка. Его лучше использовать по назначению;
- обязательно хвалите кроху за успехи!
Интересно, что дети относятся к своим «произведениям» в разное время жизни по-разному. До года, малыши очень интересуются, что же у них получилось, и испытывают гордость от того что сделали. Это мама тоже может использовать, приучая ребенка к горшку. Хвалите его за то, что он старался и радуйтесь достижениям. После 1.5 лет детки начинают испытывать отвращение к испражнениям, что тоже нам на руку. Акцентируем внимание на том, что чистым ходить приятнее.
Причины отказа от горшка
Причин отказа садиться на горшок может быть множество.
Самая простая – это неудобный (холодный) горшок. Попробуйте присмотреться к тому, как малыш на нем сидит, насколько крохе удобно.
Другой причиной может быть протест против навязчивого маминого поведения. Лучший совет: расслабьтесь, не ждите от ребенка до 2 лет полного контроля над собой и своим стулом. Это невозможно физиологически. Какому ребенку понравиться просиживать на горшке то время когда можно познавать мир. Распространенной ошибкой молодых мам бывает желание контролировать мочеиспускание у детей ночью. И вместо того, чтобы спокойно спать, одев на ребенка одноразовый подгузник, мама и себе и ребенку покоя не дает. Высаживание на горшок ночью может привести к нарушению сна, нежеланию укладываться спать, к отказу садиться на горшок и, в результате, переутомлению и стрессу у мамы и малыша. Если мы вспомним далекое и не очень далекое прошлое: наши бабушки и прабабушки не имели времени и возможности высаживать ребенка на горшок по часам или минутам. Большинство времени они были заняты хозяйством или работой. Обмочилось дите – перепеленали или переодели. Ну а ночью все спали крепким сном, пока дите же и не разбудит. Тогда и переодевали. Потому что сон дороже и маме и ребенку.
Опыт африканских и других племен натолкнул на идею о том, что «хорошая мать чувствует, когда ребенку надо «пи-пи»» Стало быть, если не чувствует – значит - «плохая мать». Вот на эту «удочку» мы с вами и попались, дорогие мамочки. В своем стремлении быть самой лучшей мамой, мы бросились доказывать всему миру обратное. Кто из нас согласиться быть «плохой» мамой. Я ни за что не согласна… Но я так же не согласна с утверждением, что если я не посадила ребенка «вовремя» на горшок – то я плохая мама. Никакой связи здесь нет и быть не может. Я думаю, что хуже напряженная, злая, не выспавшаяся женщина, бросающаяся на своих близких. После такого героического материнства вряд ли захочется повторить такой подвиг и родить еще пару-тройку ребятишек.
Бесспорно одно – если малыш все время находится рядом с мамой в слинге, то чувствовать его проще.
Когда малыш начинает контролировать свои естественные отправления?
Это физиологически случиться не раньше, чем в 1,5 – 3 года. Причем это случается в следующей последовательности: контроль над дефекацией днем, затем контроль над дефекацией ночью, контроль над мочеиспусканием днем, контроль над мочеиспусканием ночью. И как бы мы не хотели приучить малыша делать свои мокрые делишки на горшок, как можно раньше – нас постигнет неудача.
Еще среди причин отказа малыша от горшка могут быть: агрессивная атмосфера дома; ссоры родителей; развод родителей; переезд в другую квартиру или любая смена места жительства; стресс у ребенка или болезнь. У большинства деток наступает такой период в жизни, когда они прекрасно знают, для чего предназначен горшок, но упорно отказываются использовать его по назначению. Это время нужно пережить, желательно спокойно.
Вредны ли подгузники?
Сторонники естественного воспитания говорят о том, что «памперсы» категорически вредны. Что если не высаживать ребенка, то это очень плохо сказывается на его здоровье. Доказательств этой версии пока нет. Одевать или нет на ребенка подгузник - решать, конечно, родителям. Бесспорно, это удобно, если вы в гостях, на улице, в поликлинике. Но также необходимо, чтобы малыш проводил достаточно времени без одноразового подгузника. Во всем хороша мера.
Кстати, заинтересовавшись этой темой, решила поспрашивать мамочек о том, как они приучали деток к горшку, когда их детки стали проситься на него. Среди опрошенных (таких было человек 20) кто-то практиковал высаживание, а кто-то нет. Кто-то пользовался подгузниками и иногда предлагал ребенку посидеть на горшке. В результате моего опроса я выяснила, что большинство деток, независимо от того насколько активно практиковалось высаживание, приучились к горшку в период от 2 до 2,5 лет, хотя попытки проконтролировать мочеиспускание предпринимали гораздо раньше. Нескольким мамочкам после года высаживания по ночам был не мил белый свет. А в результате – дети все равно до определенного возраста мочились в постель, если мама не разбудит. Поэтому если наука раннего высаживания показалась вам слишком сложной или в организации этого процесса что-то не получилось, не стоит расстраиваться. Рано или поздно ваш малыш все равно подружится с горшком и эта тема утратит свою актуальность.
Наталья ПРАВДИКОВА, медицинский психолог